«Шу цзин» «Канон истории» (наиболее известная глава «Хун Фань» — «Великий закон») |
«Канон песен» |
«Ли цзи» «Записки о ритуале» |
«Чжоу и» («И цзин») «Чжоуские перемены» («Книга перемен») |
«Чунь цю» «Вёсны и осени» (текст входит в состав трёх канонических комментариев) |
«Юэ цзин» «Канон музыки» (не сохранился) |
«[Чунь цю] Цзо чжуань» («Вёсны и осени» с комментариями Цзо) |
«[Чунь цю] Гунъян чжуань» («Вёсны и осени» с комментариями Гунъяна) |
«[Чунь цю] Гулян чжуань» («Вёсны и осени» с комментариями Гуляна) |
«Лунь юй» («Беседы и суждения [Конфуция]») |
«И ли» («Образцовые церемонии и ритуалы») |
«Чжоу ли» («Ритуалы династии Чжоу») |
«Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности») |
«Эр я» («Приближение к классике» — первый в Китае толковый словарь, |
«Лунь юй» | «Мэн цзы» | «Да сюэ» («Великое учение» — глава из «Ли цзи») |
«Чжун юн» («Срединное и неизменное» — глава из «Ли цзи»;) |
Сборник записей преданий, сказаний, мифов, их историзованных версий, исторических событий, правительственных обращений, поучений сановникам и т. д. Историзованный материал охватывает период примерно с 24 по 8 век до н. э. Тексты «Шу цзина» представляют разные эпохи и, возможно, культуры. Древнейшие, наиболее лаконичные и примитивные фрагменты, видимо, фиксируют словесное оформление событий, по поводу которых проводилось гадание.
Составление и обработка «Шу цзина» традиционно приписывается Конфуцию. Тексты «Шу цзина» были уничтожены в период правления династии Цинь и позже были восстановлены в двух редакциях — «новых» и «старых» письмён. В состав нынешнего конфуцианского канона («Тринадцатикнижия»), составленного в 18–19 вв., вошли оба варианта текста.
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 100–113.
В составе «Шу цзина» особым почтением комментаторов пользовалась глава «Хун фань» («Великий план», «Великий закон»). Это одна из наиболее философичных частей «Шу цзина», в которой сформулированы принципы государственного управления и требования к правителю критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, выявлении их закономерностей.
«Восемь государственных дел» установлены в такой иерархии: продовольствие, товары (торговля), жертвоприношения, общественные работы, культовая практика и просвещение, суд и наказания, дипломатия, военное дело.
Три главных моральных качества (сань дэ) правителя — умение делать вещи правильными и прямыми в обстановке мира и спокойствия, умение быть твёрдым с непокорными и мягким с покорными поддаными, а также знатными и просвещёнными.
Главное условие умиротворения народа — высшее совершенство самого правителя, выраженное в наличии у него пяти благ (у фу), которыми он может одарить народ — долголетие, богатство, телесное здоровье и спокойствие духа, любовь к целомудрию и спокойная кончина, завершающая жизнь.
В «Хун фане» фиксируется корреляция пяти природных начал (ранней версии пяти элементов — воды, огня, дерева, металла и земли) с человеческими вкусами — солёным, горьким, кислым, острым и сладким, закрепившаяся в медицинских нумерологических трактатах вплоть до настоящего времени. Пятиричная схема применяется и в ряде других случаев.
Из средневековых комментариев к «Хун фаню» наиболее известен труд Ван Аньши (11 в.), который под видом толкования изложил собственные философские и социально-политические взгляды. Самые авторитетные комментарии к «Шу цзину» составлены Кун Инда (6–7 вв.) и Цай Шэнем (12–13 вв.)
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 104–111.
Самое раннее поэтическое собрание китайской древности. Состоит из 305 произведений. Памятник состоит из трёх частей — «Го фын» или «Нравы царств», «Я» или «Оды», «Сун» или «Гимны».
В разделе «Го фын» собраны 160 местных народных песен 15 царств эпохи Чжоу (11–3 вв. до н. э.)
Раздел «Я» объединяет 105 песен, сложенных при дворе вана — государя династии Чжоу, в столице и её окрестностях, и включает два подраздела — «Да я» или «Большие оды» и «Сяо Я» или «Малые оды».
Раздел «Сун» содержит 40 «гимнов» и членится на три подраздела — «Чжоу сун» или «Гимны дома Чжоу», «Лу Сун» или «Гимны князей Лу» и «Шан Сун» — «Гимны дома Шан». Два последних подраздела представляют собой храмовые песнопения, распространённые в царствах Лу и Сун.
Согласно традиции, песни, вошедшие в состав Шу цзина, собирались специальными чиновниками двора чжоуского вана и служили своего рода информацией с мест о «нравах народа» для принятия политических решений, совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Корпус «Ши цзина» сформировался предположительно в 10–6 вв. до н. э. Согласно традиции полагают, что «Шу цзин» был отредактирован Конфуцием и именно в этом виде канонизирован.
«Шицзин». Пер. с кит. А. А. Штукина. М., 1957, 1987.
Одно из главных произведений конфуцианского канона. Текст трактата сложился в 4–1 вв. до н. э. В «Ли цзи» очерчена идеальная конфуцианская модель социального механизма — от основ политической администрации, протокольных церемониальных норм до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях, в том числе траурных обрядов. Основа этого механизма — нормы «ритуальной благопристойности» (ли2), освещению разных аспектов которых с проекцией на типизированные жизненные ситуации посвящены главы «Ли цзи». Авторство этих глав приписывается ученикам Конфуция.
Включает в себя каноническую часть, составленную, видимо, в 8–7 вв. до н. э., т. е. собственно «И цзин» и комментирущую часть, созданную в 6–4 вв. до н. э., — «И чжуань». Специфическую основу «И цзина» составляют 64 гексаграммы — особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех комбинаторно возможных вариантах. Происхождение канонической части связано с двумя важнейшими видами гадательной практики — на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образование геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации). Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил «Чжоу и» обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал «Органону» Аристотеля.
Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960, 1993.
Охватывает события с 722 по 481 гг. до н. э. Название выражает идею временного циклизма («порождающие» вёсны и подводящие итог осени). Традиционно считается, что «Чунь цю» было отредактировано Конфуцием, чтобы можно было судить о событиях с точки зрения ритуала и должной справедливости, законности поведения правителей прошлыхэпох и т.д. Однако текст «Чунь цю» представляет собой скупую фиксацию событий и не содержит каких-либо оценок. Считается, что оценки деяниям исторических персонажей и им самим в соответствии с исконными ценностями конфуцианства даются посредством применения или неприменения тех или иных иероглифов при описании событий.
Древнейшими комметариями к «Чуньцю» считаются «Гунъян чжуань», «Гулян чжуань» и «Цзо чжуань» (соответственно — комментарии Гунъяна, Гуляна и Цзо). Эти три комментария в 13 веке были включены в «Тринадцатикнижие».
Конфуциева летопись «Чунь цю». Пер. и комм. Н. Монастырёва. М., 1999 (переиздание 1876 г.)
Это сочинение считается утраченным в период сожжения конфуцианской литературы во времена Цинь Шихуана, либо вообще числилось в каноне чисто номинально, как приложение к «Ши цзину». Возможно, части «Юэ цзина» вошли в главу «Юэ цзи» («Записки о музыке») трактата «Ли цзи».
Таким образом, реально «Шестикнижие» функционировало как «Пятикнижие» («У цзин»), т. е. без «Юэ цзина».
Переводы «Юэ цзи»: Записки о музыке (Юэ цзи). // В. Рубин. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, с. 294–308; Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 4. М., 198. С. 70–96.
О музыке как основополагающем элементе древнекитайской культуры см.: Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши Чуньцю». М., 1990. С. 36–84.
Наиболее авторитетный комментарий к «Чунь цю». Относится к конфуцианской «школе новых письмён». Традиционно автором считается Цзо Цюмин (кон. 6–5 вв. до н. э.), историограф царства Лу. Текст составлен в виде летописи, охватывающий события с 722 по 468 гг. до н. э. (т. е. несколько больше, чем в «Чунь цю»).
Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1972, с. 5 (цзюань 1–6).
По преданию, Гуньян Гао был учеником Цзы Ся, внука Конфуция. Его комментарий акцентирует внимание на «сокровенных речениях» и «великих принципах», скрытых в лапидарном изложении исторических событий в «Чунь цю». Сочинение относится к «школе новых письмён» и благодаря усилиям Дун Чжуншу (2 в. до н. э.) положило начало особому направлению в рамках этой школы.
Гулян Чи — учёный из царства Лу, по преданию учился у Цзы Ся, внука Конфуция. Его комментарий построен в форме вопросов и ответов, в которых акцент делается на изъяснение «принципиального смысла» текста. Относится к школе «новых письмён» и по содержанию близок к «Гуньян чжуани».
Сборник высказываний Конфуция, составленный его учениками.
Один из трёх канонических текстов конфуцианства (наряду с «Ли цзи» и «Чжоу ли»), толкующий древние ритуалы, обряды и правила этикета. По одной из традициооных версий, автором «И ли» был Чжоу гун, по другой — Конфуций.
Авторство приписывается Чжоу-гуну, младшему брату У-вана — первого государя династии Чжоу; после смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своём племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» связаны с древними космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми предписывалось упорядочивать жизнь общества.
Составлен, вероятно, в 4–2 вв. до н. э. В конфуцианской традиции считается записью поучений Конфуция, данных им своему ученику Цзэн-цзы.
Первый в Китае толковый словарь, 2–3 вв. до н. э.
Трактат, составленный, вероятно, учениками и последователями философа Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до н. э.). Основу дошедших до нас семи глав трактата составляют записи бесед и рассуждений Мэн-цзы о политике, морали, философии, образовании, сведения о его деятельности. Книга «Мэн-цзы» оказала фундаментальное влияние на развитие как ортодоксального конфуцианства, так и китайской философии в целом.
Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов, создано в 5–3 вв. до н. э. Первоначально являлось главой 42 трактата «Ли цзи». Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально политический, отчасти антропологический и гносеологический характер.
Кобзев А. И. «Великое учение» — конфуцианский катехизис. // Историко-философский ежегодник. М., 1986, с. 227–251.
Сетевые версии/переводы «Да сюэ».
Первоначально — часть трактата «Ли цзи». Приписывается ученику Конфуция Цзы Сы (5 в. до н. э.). Отличается тематическим разнообразием и сложной композицией.
Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования, М., 2003.
Источник текста/таблицы:
http://www.ssu.samara.ru/~buddhist/china/confucius.html
Корректура, вёрстка:
DAO H(%)ME PAGE