На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Лалитавистара


Примечания к тексту второй главы

1 Тушита/Тусита (от туш = «быть довольным, наслаждаться») — «удовлетворённый, радующийся, наслаждающийся»; в буддизме — название одной из высших дева-лок, т. е. — одного из миров богов.

2 Парамиты (букв. парамита = «то, с помощью чего достигается другой берег») — т. н. совершенства или способности, способствующие достижению пробуждения. Обычно называют шесть парамит: (1) дана- (щедрости или даяния); (2) шила- (собранности или соблюдения обетов); (3) кшанти- (терпения), (4) вирья- (усердия); (5) дхьяна- (созерцания/сосредоточения), (6) праджня- (мудрости); иногда добавляют ещё четыре: (7) сатья- (правдивости), (8) адхиштхана- (благоволения или бескорыстной помощи), (9) майтра- (дружелюбия) и (10) упекша- (бесстрастия или невовлечённости).

3 Сосредоточение — здесь и далее так переводится санскр. дхьяна.

4 Искусные средства (упая/упайя букв. «способ, средство, путь для достижения цели; хитрость, уловка»), в буддизме — особые способы и методы проповеди Дхармы, а также достижения освобождения; во втором смысле к ним относятся и парамиты.

5 Брахма — в индуизме/брахманизме — высший, наиболее абстрактный из богов, творец мира, произведший его из себя; в буддизме — смертный повелитель одного из множества т.н. божественных миров или миров богов (сатьялоки или «мира истины»), именуемого также «обителью Брахмы» (брахма-тва).

6 Пред лицом [полной ясности] (абхимукхи/абхимукти) — название шестого из десяти уровней совершенствования бодхисаттвы.

7 Беспредельное осознавание (абхиджня) — особые способности будды: умение, в частности: (1) принимать любую форму, (2) слышать на любом расстоянии, (3) видеть на любом расстоянии; (4) проникать в мысли человека, (5) знать прошлое и настоящее любого человека.

8 Памятование (смрити-упастхана) — непреходящее осознание непостоянства и несамосущности: 1) тела, 2) ощущений, 3) ума, 4) всех дхарм.

9 Правильное усердие (самьяк-прахана) — 1) препятствовать возникновению неблагих побуждений, 2) устранять возникшие неблагие побуждения, 3) способствовать возникновению благих побуждений, 4) укреплять, умножать и доводить до завершения возникшие благие побуждения.

10 Опоры чудесных способностей (риддхи-пада) — четыре условия, способствующих обретению магических или чудесных способностей-риддхи: 1) сосредоточенность желания [достигнуть цели, т.е. способности-риддхи]; 2) сосредоточенность усилия [в достижении цели]; 3) сосредоточенность ума [на поставленной цели]; 4) сосредоточенное исследование достигнутого.

11 Способности восприятия (индрия) — в общем случае к индриям относят пять органов телесного восприятия (глаз, ухо, нос, язык и кожа) и соответствующие им пять чувств; иногда к ним добавляют также ум-манас и связанное с таковым мышление, однако встречается (к примеру, в Ламрим-ченмо: http://spiritual.ru/lib/lamrim22.html) и иной вариант толкования способностей-индрий: вера (шраддха), усердие (вирья), внимательность (смрити); отождествление (самадхи) и мудрость (праджня).

12 Особые силы (бала) — особые силы, которыми обладает будда. Это силы (иначе говоря — особые умения) знать: (1) что правильно и неправильно; (2) последствия той или иной кармы; (3) о том, что желают живые существа и в чем они находят удовлетворение; (4) истинную сущность всех вещей и явлений; (5) уровень способностей того или иного существа; (6) конечный результат всех деяний; (7) всевозможные способы сосредоточения; (8) прежние перерождения, а также беспредельное осознание (абхиджня); кроме того — (9) исчерпывающее знание всего благодаря сверхъестественному ви'дению и (10) способность быть непогрешимым. («Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы»).

13 Факторы пробуждения (бодхи-анга) — 1) внимательность (сати/смрити); 2) различение и исследование дхарм (дхарма-правичая); 3) восторг (прити); 4) усмирение [восторга] (прашраббдхи); 5) усилие (вирья); 6) сосредоточение (самадхи); 7) бесстрастие или невозмутимость (упекша).

14 Составные части просветления (бодхи-пакша-дхарма) — их насчитывают тридцать семь: четыре основы внимания (смрити-упастхани); четыре отвержения (самьяк-прахана) = четыре правильных усердия: избегание ещё не возникших неблагих состояний ума; отстранение возникших неблагих состояний ума; развитие ещё не возникших благих состояний ума; поддержка возникших состояний ума; четыре опоры чудесных сил (риддхи-пада): устремлённость (чанда), усердие (вирья), внимание (читта), распознавание (миманса); пять способностей восприятия (паньча-индрия); пять особых сил (паньча-бала: сила веры или шраддха-бала, сила устремлённости или вирья-бала, сила осознанности или смрити-бала, сила сосредоточения или самадхи-бала), сила мудрости или праджня-бала; семь частей просветления (бодхи-ангани): 1) внимательность (сати/смрити); 2) различение и исследование дхарм (дхарма-правичая); 3) восторг (прити); 4) усмирение [восторга] (прашраббдхи); 5) усилие (вирья); 6) сосредоточение (самадхи); 7) бесстрастие или невозмутимость (упекша)]; благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга).

15 Великие и малые признаки совершенства — согласно сутрам, физическое тело каждого из пробуждённых наделено тридцатью двумя великими (рупа-лакшана) и восьмьюдесятью (либо восьмьюдесятью двумя) малыми (анувьянджана) признаками совершенства. (Подробнее о великих признаках см., к примеру, во фрагменте из Лаккхана Сутты: http://probud.narod.ru/sutra/DN30.html.)

16 Шакра (букв. «могучий») — эпитет Индры.

17 Махешвара (букв. «великий владыка») — эпитет Шивы.

18 Хранители мира (локапала), в индуизме — божества, охранители мира или сторон света.

19 Наги, в индуизме — змееподобные полубожественные существа, мудрецы и маги, способные оживлять мёртвых и менять облик (в человеческом виде живут среди людей); к буддизму наги благосклонны, более того, согласно одному из преданий сам Шакьямуни, ещё не будучи буддой, неоднократно воплощался в облике нага.

20 Якши/якшасы — (букв. «страж, хранитель»), в индуизме — полубожественные существа из свиты бога богатства Куберы, враждующие с ракшасами, но благопожелательные к людям; в буддизме — класс полубожеств.

21 Гандхарвы, в ведической мифологии — группа полубогов, при этом в Индии существовало поверье, что увидевшему парящий в воздухе призрачный «город гандхарвов», грозит несчастье или гибель.

22 Асуры, в индуизме и буддизме — полубоги либо противники богов

23 Гаруды — гигантские божественные орлы (иногда изображаются человекоподобными), известные в индуистской мифологии как истребители нагов.

24 Киннары или кимнары (букв. «что за люди?») — полубожественные существа с головами людей и лошадиными телами либо с человечьими телами и лошадиными головами.

25 Махораги — змеевидные демоны.

26 Рашкасы — демонические существа.

27 Дхарани (букв. «удерживание» или «поддержка») — заклятия, заклинания.

28 Четыре истечения (чатур-огха) — четыре омрачения: страсть (кама), привязанность к существованию (бхава), неведение (авидья) и ложные воззрения (дришти).

29 Источники страдания (клеша) — в буддизме различают до десяти клеш трёх типов: (1) телесные (убийство, воровство, прелюбодеяние), (2) словесные (ложь, злословие, оскорбление, бессмысленные беседы) и (3) мысленные (алчность, злоба, сомнение [в Дхарме])..

30 Сама-дхи (букв. «соединение вместе, слияние» + «удерживать») — отождествление с объектом созерцания/сосредоточения: особое состояние сознания, достигаемое как итог дхьяны-сосредоточения.

31 Десять сторон света — четыре стороны света (север, юг, восток и запад), четыре промежуточных направления (северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад) и два направления вертикальных (зенит и надир).

32 Восемь мирских условий (ашта-локадхарма) — 1) обретение (лабха), 2) утрата (алабха), 3) радость (сукха), 4) страдание (дукха), 5) слава (яшас), 6) бесчестие (аяшас), 7) осуждение (нинда), 8) восхваление (прашанса).

33 Четыре обители Брахмы (чатур-брахмавихара) — упоминаемые выше четыре добродетели, подлежащие совершенствованию для перерождения в мирах Брахмы: любовь/доброжелательность (майтри), сострадание (каруна), радость/сорадование (мудита) и бесстрастие/невозмутимость (упекша); известны также как «четыре безмерных» (апрамана).

34 Четыре качества привлечения (чатух-самграхавасту) — 1) даяние/щедрость (дана), 2) доброжелательная речь (приявачана), 3) добродетельное поведение (артхачарья), 4) равностность/беспристрастность (саманартха).

35 Цепь взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) [сансары/страданий], состоящая из двенадцати «звеньев», соединяемых меж собою посредством кармы (т. е. законом причинно-следственных связей), при этом каждое из звеньев этой цепи, порождённое звеном предыдущим, служит, в свою очередь, источником возникновения звена последующего: (1) неведение (авидья); (2) воля/действие (самскара); (3) сознание/различение/воображение (виджняна); (4) имя-форма (нама-рупа); (5) шесть «опор [восприятия]» (шат-аятана); (6) контакт/соединение [объекта, органов чувств и чувственного сознания] (спарша); (7) чувствование/ощущения (ведана); (8) желание/алчность (тришна); (9) хватание/стремление удерживать [желаемое] (упадана/праявастхана); (10) становление, т. е. стремление войти в следующую фазу существования (бхава); (11) новое рождение (джати); (12) старение/угасание и разрушение/смерть (джара-марана).

36 Тридцать семь составных частей просветления (саптатримшад-бодхипакшадхарма) — четыре основы внимания (смрити-упастхани), четыре отвержения (самьяк-прахана) = четыре правильных усердия, четыре опоры чудесных сил (риддхи-пада), пять способностей восприятия (индрия), пять особых сил (бала: сила веры или шраддха-бала, сила устремлённости или вирья-бала, сила осознанности или смрити-бала и сила сосредоточения или самадхи-бала), семь частей просветления (бодхи-ангани) и благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга).

37 Тройное освобождение (три-вимокша) — пустотность (шуньята), беспричинность (анимитта) и бесцельность (апранихита).

38 Четыре положения тела (чатур-ирьяпатха) — 1) в движении, 2) сидя, 3) стоя, 4) лёжа.

39 Искушённость (вайшарадья, букв. «отвага, неустрашимость; уверенность в себе; искушённость») — 1) в совершенном знании всех дхарм; 2) в разрушении всех неблагих желаний; 3) в достоверном определении препятствий на пути к пробуждению; 4) в достоверном знании пути, ведущего к освобождению.

40 Тиртхья или тиртхакара [букв. тиртха-кара = «проход; путь» + («делающий, творящий»)] — «пролагающий или указующий путь [спасения/освобождения]»)], в индуизме — эпитет Вишну и Шивы; в джайнизме — «достигший мокши-освобождения и совершенства», эпитет основателей и реформаторов этого учения. В буддизме тиртхика/тиртхья/тиртхакара — ложный наставник.

41 Четыре сообщества (самачатуш-парщад) — монахи, монахини, а также миряне и мирянки, принявшие пять монашеских обетов: 1) непричинения вреда живым существам; 2) непосягания на чужое; 3) непрелюбодеяния; 4) нелживости; 5) неприятия напитков и средств, омрачающих сознание.

42 Обет десяти благих деяний (даша-кушала-карма-патха-врата) — избегание десяти неблагих деяний: четырёх, относящихся к телу (причинение вреда другому, присвоение чужого, прелюбодеяние, употребление напитков и средств, омрачающих сознание), трёх, связанных с речью (ложь, грубая речь, праздные разговоры) и трёх, связанных с умом (невежество, недоброжелательство, порицание Учения).

43 Земля, вода, огонь и воздух — четыре первостихии или великие элементы мироздания.

44 Привязанности (васана, букв. «мысль о ..., стремление к ...») — привычка, привычное устоявшееся желание, стремление либо представление, управляющие человеком и образующие основу его индивидуальности. По сути, васаны представляют собою отпечатки или впечатления, оставленные в сознании тем или иным фактом или событием, и формирующие определённые привязанности к зримому/воспринимаемому миру.

45 Семь видов даяния (датта-сапта-видха) — 1) строить ступы, монастыри, залы и строения для монахов; 2) предоставлять монахам сады, рощи, леса и прохладные места; 3) дарить лекарства и ухаживать за немощными; 4) содержать лодки, дабы помогать людям пересекать реки; 5) строить мосты, дабы больные и слабые могли пересекать реки; 6) выкапывать колодцы вблизи дорог, дабы измученные жаждой странники могло напиться; 7) создавать уборные и отхожие места. Благодаря этим семи даяниям бескорыстно свершавший их обретает перерождение на Небесах Брахмы (брахма-лока).

46 Пять видов достойных деяний (паньча-видха-пуньякрия-васту) — 1) великодушие (данамайя); 2) соблюдение обетов (шиламайя); 3) практики сосредоточения (бхаванамайя); 4) создание основы для благого перерождения (аупадхика); 5) накапливание неисчислимых добродетелей (гунья).

47 [Обет] десяти благих деяний (даша-кула-карма) — «телесные»: (1) не убивать, (2) не брать тебе не принадлежащего, (3) избегать супружеской неверности (обычно сюда относится и неприятие средств, одурманивающих разум); «речевые»: (1) не лгать, (2) не клеветать, (3) не грубить/не дерзить, (4) избегать праздных бесед; «мысленные/умственные»: (1) не предаваться влечению, (2) не предаваться отвращению, (3) следовать правильным воззрениям. Эти десять обетов в Махаяне полагаются «мирскими», поскольку следование им не приводит к выходу из сансары, а может лишь способствовать следующему благому перерождению. Принимаются они, соответственно, мирянами, ибо список обетов для монахов неизмеримо обширнее.

48 Пратьекабудда (букв. «будда для себя») — достигший пробуждения самостоятельно, без поддержки будд и буддийской общины.

49 Единождырождённый (екаджати) — к таким в Древней Индии относили принадлежащих к низшей из варн, т.е. к шудрам. В отличие от представителей других варн — вайшьев, кшатриев и брахманов — они не имели права пройти обряд упаяна (т.е. получить посвящение в ученичество и обрести «второе рождение») и, соответственно, изучать Веды.

50 Девапутры (букв. «сыны бога»), в буддизме — общее именование второстепенных божеств, подчиняющихся богу более высокого уровня.

51 Шветакету (букв. «белый флаг») — имя, носимое Бодхисаттвой и будущим.Буддой Шакьямуни на небесах Тушита.

52 Апсары (апсарас, букв. «входящая в воду») — полубожественные женские существа, обитающие в небесных/облачных водах, но часто спускающиеся на землю.

53 Гатха — стихотворный размер, стихотворная форма, но и священное песнопение, а также — духовное или наставляющее стихотворение.

54 Дипамкара или Дипанкара (букв. «свет творящий») — один из Будд, предшествовавших Будде Шакьямуни. Дипамкара, согласно преданиям, предсказал брахману Сумедхе, каким тогда был рождён будущий Будда Гаутама, его становление Буддой.

55 Три загрязнения (три-мала) — алчность, гнев и неведение..

56 Гандхарвы, в ведической мифологии — группа полубогов «блеском подобных солнцу»; кроме прочего, они почитались как непревзойдённые певцы и музыканты, услаждающие богов своим искусством.

57 Джамбудхваджа (букв. «[страна], чей стяг — древо джамбу»), здесь — синоним Джамбудвипы, в широком смысле понимаемой как мир людей, в узком — как Индостан,

58 Тройной или тройственный мир (трибхава, а также трилока, траидхатука) — согласно буддийским представлениям мир как таковой состоит из трёх миров или сфер: кама-дхату («мир желаний»), рупа-дхату («мир образов/форм») и арупа-дхату («мир без-образов/форм»).

© Yu Kan,
перевод с санскр. текста, подготовленного П. Л. Вайдья
(P. L. Vaidya, Darbhanga: The Mithila Institute, 1958),
примечания, дизайн, кодинг, 2009.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.


  Оглавление