На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Лалитавистара


Примечания к тексту пятой главы

1 Шакра (букв. «сильный, могучий») — эпитет множества богов индуистского пантеона, в особенности — Индры.

2 Махараджика (букв. «великий царь») — эпитет Вишну.

3 Вайшравана (букв. «сын Вишраваса») — одно из имён бога богатства Куберы.

4 Гандхарвы, в ведической мифологии — группа полубогов, небесные певцы и музыканты.

5 Киннары (букв. «что за люди»), в индуизме киннары — полубожественные существа с конскими головами и человеческим телом или птичьим телом и человеческими головами.

6 Махешвара (букв. «великий правитель») — эпитет Шивы.

7 Чандра (букв. «сияющий») — божество Луны.

8 Сурья — божество Солнца.

9 Гаруда (букв. «пожиратель, поглотитель») — божество солнечных лучей, а также — повелитель всех пернатых, изображаемый с орлиной головой, человеческим торсом с крыльями и орлиными лапами.

10 Брахманы, в индуизме — священные писания, комментарии к Ведам, поясняющие ведические ритуалы.

11 Мантра (букв. «орудие мысли») — сочетание нескольких звуков или слов, имеющее сакральный смысл.

12 Веды (веда, букв. «знание, учение») — собрания самых древних индуистских писаний.

13 Шастры (букв. «великий правитель») — эпитет Шивы.

14 Восьмичастный очистительный пост (аштанга-пошадха), изначально индуистский, включает в себя соблюдение восьми обетов, состоящих в отказе от: (1) убийства; (2) воровства; (3) прелюбодеяния; (4) лжи; (5) одурманивающих напитков; а также — (6) почивания на высоких и широких постелях; (7) еды после полудня; (8) развлечений, умащений и украшений. (Мирянам разрешается ограничиться пятью первыми обетами.) Пост этот принято соблюдать в дни, предшествующие возрастанию или убыванию луны, т.е. первого, восьмого, пятнадцатого и двадцать третьего дня лунного месяца.

15 Дхартараштра/Дхритараштра (букв. «чьё царство нерушимо») — один четырёх великих царей Индии.

16 Нандана, в индуистской мифологии — прекрасный сад, принадлежащий богам.

17 Суяма — правитель адов мира Ямы, определяющего судьбу умерших.

18 Сунирмита — правитель мира Нирманарати («преображениями наслаждение»), где перерождаются йогины, предававшиеся в земном существовании наслаждению магическими способностями.

19 Паранирмитавашаварти (букв. «услаждающийся исполнением желаний других») — вероятно, имеется в виду Вашавартин, правитель одноимённого мира сферы желаний.

20 Отец сферы Саха — согласно индуистскому учению сфера, именуемая Саха (т.е. часть мира, населённая людьми), была сотворена богом Брахмой, однако Будда пояснил, что Саха не была сотворена Брахмой, лишь возникшим в ней первым.

21 Абхасвара (букв. «сияющий») — мир богов «обладающих сиянием».

22 Махешвара-шуддхаваса (букв. «великого правителя чистые обители») — высшие обители мира форм, населённые анагаминами, т.е. «не возвращающимися [в мир желаний]». Девапутры Шуддховасы способны предсказывать явление Будды в мире людей.

23 Ништхагата (букв. «достигшие совершенства») — ещё один из миров богов «мира форм».

24 Акаништха (букв. «не имеющие младших», т.е. «равные»), в буддизме — разряд богов и наименование населяемого ими высшего из уровней существования (или — небес) «мира форм».

25 Тридцать богов (тридаша-дэва) — в индуизме так обобщённо именуются все малые божества, подчиняющиеся Индре и являющиеся, в большинстве своём, персонификациями природных явлений: огня, воды, солнца, луны и проч.

26 Читрартха, в индуистской мифологии — один из царей небесных певцов и музыкантов (гандхарвов).

27 Нандана (букв. «услаждающий»), в индуистской мифологии — небесный сад в Сварге, раю Индры.

28 Мандара — коралловое дерево (Erythrina Indica), также — одно из пяти райских деревьев.

29 Яма, в индуистской мифологии — бог смерти и правитель царства мёртвых.

30 Самообладание-ващита (или вашита) , букв. «подчинение» или «сверхъестественная способность подчинять всё собственной воле», таково традиционное внеконфессиональное понимание этого термина. Однако встречается упоминание, что бодхисаттвам присущи 10 ващит: (1) аюр (жизненная сила); (2) читта (сила мысли); (3) паришкара (собственно самообладание); (4) дхарма ([непогрешимое следование] истине); (5) риддхи (чудесные или магические способности); (6) джанма ([возможность выбирать облик при следующем] рождении); (7) адхимукти (открытость, предельная беспристрастность); (8) пранидхана (посвящение [себя спасению всех существ]); (9) карма ([независимость от] закона причин и следствий); (10) джана ([возможность выбирать] место рождения), соответственно, в этом контексте смысл термина более точно можно передать и сочетанием «способность владеть собою», хотя встречается и перевод «безграничная власть».

31 Мир желаний (кама-дхату), в буддизме — один из трёх миров круговорота рождений и смертей (т.е. сансары). Высшим из уровней этого мира является Брахмапура (см. следующее прим.).

32 Брахмапура — город или рай Брахмы на вершине горы Меру, обитель высших богов.

33 Четыре безмерных [состояния ума] — любовь, сострадание, равностность/бесстрастние, сорадование.

34 Силы-бала — особые силы или особые умения, которыми обладает пробуждённый. Это способность знать:: (1) что правильно и неправильно; (2) последствия той или иной кармы; (3) что желают живые существа и в чем они находят удовлетворение; (4) истинную сущность всех вещей и явлений; (5) уровень способностей того или иного существа; (6) конечный результат всех деяний; (7) всевозможные способы сосредоточения; (8) прежние перерождения, а также — беспредельное осознавание (абхиджня); кроме того, пробуждённый обладает (9) исчерпывающим знание всего благодаря сверхъестественному ви'дению и (10) способность быть непогрешимым.

35 Чатур-махараджика (букв. «обитель четырё царей/охранителей мира») — низший из божественных миров сферы желаний.

36 Траятримша (букв. «обитель тридцати трёх») — второй из божественных миров сферы желаний.

37 Яма — повелитель третьего из божественных миров сферы желаний.

38 Нирманарати (букв. «услаждающиеся творением») — пятый из божественных миров сферы желаний.

39 Паранирмитавашаварти (букв. «услаждающиеся исполнением желаний других») — шестой из божественных миров сферы желаний.

40 Рати (букв. «удовольствие, наслаждение»), в индуизме — богиня любовной страсти, супруга бога любви Камы.

41 Девагана, в буддизме — божества, подчиняющиеся Индре.

42 Кумбханда, в буддизме — уродливые духи.

43 Ракшасы (букв. «охраняющие») — демонические существа, основным местом обитания которых полагали остров Ланка.

44 Махорага — змеевидные демоны.

45 Наги, в индуизме — змееподобные полубожественные существа, мудрецы и маги, способные оживлять мёртвых и менять облик (в человеческом виде живут среди людей); к буддизму наги благосклонны, более того, согласно одному из преданий сам Шакьямуни, ещё не будучи буддой, неоднократно воплощался в облике нага.

46 Якши/якшасы (букв. «страж, хранитель»), в индуизме — полубожественные существа из свиты бога богатства Куберы, враждующие с ракшасами, но благопожелательные к людям; в буддизме — класс полубожеств.

47 Шригарбха (букв. «священное лоно»), в индуизме — эпитет Вишну.

48 Лока-антарика (букв. «меж миров находящееся»), в буддизме — группа адов, расположенных в тёмном пространстве между мирами.

49 Махеша букв. «великий владыка», в индуизме — один из эпитетов бога Шивы.

50 Нараки —.обитатели ада.

51 Великий дворец —.тот, в котором происходит действие (см. начало гл. 4).

52 Прета (букв. «ушедший») — дух усопшего, призрак, привидение, иногда переводится как «голодный дух».

53 Опоры чудесных способностей (риддхи-пада) — четыре условия, способствующих обретению магических или чудесных способностей-риддхи: 1) сосредоточенное желание [достигнуть цели, т.е. — Освобождения о страданий]; 2) сосредоточенное усилие [в достижении цели]; 3) сосредоточенность ума [на поставленной цели]; 4) сосредоточенное исследование достигнутого.

54 Турья — древний индийский музыкальный инструмент.

55 Три мира — мир желания, мир форм и мир без-форм.

56 Гухьяки, в индуизме — низшие божества из свиты бога богатства Куберы.

57 Данавы, в индуизме — демоны-гиганты, враждующие с богами.



© Yu Kan,
перевод с санскр. текста, подготовленного П. Л. Вайдья
(P. L. Vaidya, Darbhanga: The Mithila Institute, 1958),
примечания, дизайн, кодинг, 2011.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.


  Оглавление