На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Лалитавистара


Примечания к тексту шестой главы

1 Вайшакха, в индуистском календаре — второй месяц года, продолжающийся с 21 апреля до 21 мая европейского календаря.

2 Очистительный пост (пошадха), изначально индуистский, включает в себя соблюдение восьми обетов, состоящих в отказе от: (1) убийства; (2) воровства; (3) прелюбодеяния; (4) лжи; (5) одурманивающих напитков; а также — (6) почивания на высоких и широких постелях; (7) еды после полудня; (8) развлечений, умащений и украшений. (Мирянам разрешается ограничиться пятью первыми обетами.) Пост этот принято соблюдать в дни, предшествующие возрастанию или убыванию луны, т.е. первого, восьмого, пятнадцатого и двадцать третьего дня лунного месяца.

3 Тушита/Тусита (от туш = «быть довольным, наслаждаться»: «удовлетворённый, радующийся, наслаждающийся»); в буддизме — название одной из высших дева-лок, т. е. — одной из сфер богов мира желаний (кама-лока).

4 Главные и второстепенные части тела — к главным частям тела относятся туловище, голова, руки и ноги, к второстепенным — лоб, нос, подбородок, пальцы и уши

5 Сосредоточение — так здесь и далее переводится санскр. дхьяна.

6 Телесные признаки — тело каждого из великих Повелителей мира (чакравартинов) от рождения украшают 32 великих и 80 малых признаков, описанных в главе 7.

7 Четыре великих царя, в буддизме — божества-охранители четырёх сторон света; правят четырьмя континентами ближайшего к земному божественного мира сферы желаний: Дхритараштра — правитель и охранитель Востока; Вирудхака — правитель и охранитель Юга; Вирупакша — правитель и охранитель Запада; Вайшравана — правитель и охранитель Севера.

8 Шакра (букв. «могучий») — эпитет Индры.

9 Траятримша (букв. «[обитель] тридцати трёх») — второй из божественных миров сферы желаний, которым правит царь богов Индра.

10 Вайджаянта, здесь — название дворца Индры.

11 Суяма — правитель мира Ямы.

12 Самтушита — повелитель богов мира Тушита.

13 Сунирмита — правитель мира Нирманарати (букв. «преображениями наслаждение»), где перерождаются йогины, предававшиеся в земном существовании наслаждению магическими способностями.

14 Паранирмитавашаварти (букв. «услаждающийся исполнением желаний других») — имеется в виду Вашавартин, правитель одноимённого мира сферы желаний.

15 Мир желаний — согласно буддийской космологии, сансара (т.е. круговорот рождений и смертей) в наиболее общем виде делится на три мира: мир желаний (кама-дхату или кама-лока), мир форм (рупа-дхату или рупа-лока) и мир без-форм (арупа-дхату или арупа-лока).

16 Махавьюха-самадхи (букв. маха-вьюха = «великое распределение, распространение, проявление») — особое состояние сосредоточения, позволяющее проявлять сверхъестественные способности.

17 Ананда — ближайший из учеников Будды, избранный им в качестве постоянного помощника и на протяжении 35 лет неизменно сопровождавший Будду в его странствиях.

18 Брахма Сахапати/Сахампати — повелитель существ мира Брахмы (брахма-лока), относящегося к миру форм и не подверженного разрушению в конце завершения существования Вселенной. Согласно палийской «Сутте о просьбе [Брахмы]», брахма Сахампати убедил Будду, достигшего совершенного пробуждения, начать проповедовать Дхарму

19 Вимана — самодвижущаяся воздушная колесница, иногда выполняющая роль трона, при этом в некоторых древних описаниях под виманой понимается дворец или храм.

20 Йоджана — мера расстояния, равная примерно 14 км.

21 Священные предметы услаждения (парибхога) — вероятно, речь идёт о предметах, связанные с Буддой и его пробуждением, к которым относятся ветви и листья древа Бодхи, чаша Будды для сбора подаяний, его сетку для очищения воды; его монашеские одеяния и т.п.

22 Нирманарати (букв. «услаждающиеся творением») — пятый из божественных миров сферы желаний.

23 Вайдурья (букв. «кошачий глаз») — разновидность берилла.

24 Качилиндика — как полагают некоторые из исследователей, речь идёт о растении Абрус молитвенный (Abrus precatorius), другие переводят это слово как «мягкая тонкая ткань».

25 ... многими водами (апа-скандхам) — речь идёт о водах, расположенных, согласно буддийской космологии, ниже земного мира.

26 Лучший колесничий (саратхи-нароттама) — эпитет Будды, связанный с названием той ветви буддизма, к которой относится текст Лалитавистары: Махаяна (букв. «великая колесница»).

27 Ступени совершенствования Бодхисаттвы (бхуми) — в буддизме Махаяны описываются 10 ступеней или уровней духовного совершенствования существа (саттва), прохождение которых необходимо для достижения полного совершенного просветления (бодхи)

28 Пара одеяний (васоюга) — традиционная древняя индуистская одежда, состоящая из двух отрезков ткани, один из которых крепится на поясе, а второй свободно набрасывается на плечи.

29 Средоточие ста тысяч (шатасахасра-вьюха) — возможно, речь идёт об уподоблении совершенных одеяний, явленных Бодхисаттве, лотосу, образно именуемому в санскритских текстах «имеющий сто тысяч лепестков» (шатасахасра-паттра).

30 Сверхъестественные способности (риддхи) — умения: 1) размножать своё тело; 2) становиться невидимым; 3) проходить сквозь твёрдые препятствия; 4) погружаться в землю, как в воду, и выходить из неё, как из воды; 5) ходить по воде; 6) парить и летать; 7) прикасаться к любому сколь угодно удалённому предмету; 8) перемещаться в иные миры и обратно.

31 Оставление дома (абхинишкрамана) — стать странствующим аскетом, питающимся лишь подаянием.

32 Поворот колеса Учения (дхарма-чакра правартана) — проповедь чувствующим существам Пути, ведущего к достижению окончательного освобождения от страданий.

33 Стадии развития зародыша — в тексте перечислены четыре начальные стадии такого развития: возникший (калала), одномесячный (арбуда), двухмесячный (пеши) и трёхмесячный (гхана) зародыш.

34 Якши/якшасы (букв. «стражи, хранители») и отождествляемые с ними гухьяки, в индуизме — полубожественные существа из свиты бога богатства Куберы, враждующие с ракшасами, но благожелательные к людям; в буддизме — класс полубожеств.

35 Ваджрапани (букв. «ваджру в руке держащий», в ранних будд. текстах — гневный полубог-якша, позднее — гневный бодхисаттва, устраняющий препятствия на пути к просветлению.

36 Кроша (букв. «крик, вопль») — единица расстояния, равная приблизительно 4,5 км или — расстояние, на котором слышен крик человека.

37 Наги, в индуизме — змееподобные полубожественные существа, мудрецы и маги, способные оживлять мёртвых и менять облик (в человеческом виде живут среди людей); к буддизму наги благосклонны, более того, согласно одному из преданий сам Шакьямуни, ещё не будучи буддой, неоднократно воплощался в облике нага.

38 Маха-яна (букв. «большая/великая колесница»), название более поздней ветви буддизма, в отличие от Тхера-вады (пали, «Учение старейших»), иногда ошибочно именуемой Хина-яной или «Малой колесницей». Основным отличием Махаяны от Тхеравады является стремление её последователей к достижению не индивидуального, но всеобщего Освобождения.

39 Пять моральных предписаний (панча-шикшапада) — 1) не убивать чувствующих существ; 2) не брать того, что тебе не дано; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не принимать напитков, омрачающих сознание.

40 Десять благих деяний (даша-кушала-карма) — 1) не убивать; 2) не брать того, что тебе не дано; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не клеветать и воздерживаться от 6) грубой речи; 7) праздной и легкомысленной речи; 8) злобы, 9) алчности; 10) ложных воззрений.

41 Гандхарвы, в ведической мифологии — группа полубогов, небесные певцы и музыканты.

42 Асуры, в индуизме и буддизме — полубоги либо противники богов..

43 Гаруда (букв. «пожиратель, поглотитель») — божество солнечных лучей, а также — повелитель всех пернатых, изображаемый с орлиной головой, человеческим торсом с крыльями и орлиными лапами.

44 Бхута — природные духи, обитающие в воздухе, в земле, в воде, в камнях, в деревьях и т.д., но так же именуют и духов-призраков.

45 Три колесницы (три-яна) — три ветви буддизма: 1) Хинаяна («Малая колесница»); 2) Махаяна («Большая колесница»); 3) Ваджраяна («Алмазная колесница»).

46 ... преобразилась шестью необычными способами — см. финал гл. 5.

47 Карша — весовая единица для золота или серебра равная 176 тройским унциям.

48 Кальпа, в индуистской космологии — грандиозный период времени, именуемый также Днём Брахмы и составляющий, как чаще всего принято полагать, 4 320 млн. лет человеческого летоисчисления. Каждая кальпа завершается разрушением мира, вновь созидаемого в начале следующей кальпы. В буддизме кальпы трактуются сложнее и исчисляются несколько иначе, но также завершаются разрушением мира.



© Yu Kan,
перевод с санскр. текста, подготовленного П. Л. Вайдья
(P. L. Vaidya, Darbhanga: The Mithila Institute, 1958),
примечания, дизайн, кодинг, 2011.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.


  Оглавление