На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Лалитавистара


Примечания к тексту седьмой главы

1 Нага, в индуизме — змееподобные полубожественные существа, мудрецы и маги, способные оживлять мёртвых и менять облик (в человеческом виде живут среди людей); к буддизму наги благосклонны, более того, согласно одному из преданий сам Шакьямуни, ещё не будучи буддой, неоднократно воплощался в облике нага.

2 Апсары, (апсарас, букв. «входящая в воду») — полубожественные женские существа, обитающие в небесных/облачных водах, но часто спускающиеся на землю. Слова апсара и дева-канья (т.е. «божественные/небесные девы») используются как синонимы.

3 Шала — дерево Vatica Robusta.

4 Нандана, в индуистской мифологии — прекрасный сад, принадлежащий богам.

5 Панава — маленький барабан для аккомпанемента песнопениям.

6 Мриданга — барабан с глиняным корпусом.

7 Ви'на — индийская лютня.

8 Турья — труба или рог.

9 Следующая строка в оригинале отсутствует.

10 Тридцать [три] бога — боги Траятримши (букв. «[обитель] тридцати трёх»), второго из божественных миров сферы желаний, которым правит царь богов Индра.

11 Шакра (букв. «могучий») — эпитет Индры.

12 Тадавачара — разновидность цимбал.

13 Гандхарвы, в ведической мифологии — группа полубогов «блеском подобных солнцу»; кроме прочего, они почитались как непревзойдённые певцы и музыканты, услаждавшие богов своим искусством.

14 Киннары или кимнары (букв. «что за люди?») — полубожественные существа либо с головами людей и лошадиными телами, либо с человечьими телами и лошадиными головами, музыканты бога Индры.

15 Асуры, в индуизме и буддизме — полубоги либо противники богов.

16 Мишрака — сад услаждений, принадлежащий богу Индре.

17 Плакша — Ficus infectoria (Фикус красильный).

18 Качилиндика — как полагают некоторые из исследователей, речь идёт о плодах растения Абрус молитвенный (Abrus precatorius)..

19 Победитель (джина) — эпитет Будд.

20 Шуддхаваса (букв. «чистые обители»), в буддизме — высшие обители мира форм, населённые анагаминами, т.е. «не возвращающимися [в мир желаний]».

21 Бодхисаттва-махасаттва (букв «просветлённое существо, великое существо»), в буддизме Махаяны — эпитет достигших полного просветления.

22 Облако Дхармы (дхарма-мегха), в Махаяне — наименование высшего из десяти уровней совершенствования Бодхисаттвы, на котором достигается полное и окончательное просветление.

23 Десять направлений или десять сторон света — четыре стороны света (север, юг, восток и запад), четыре промежуточных направления (северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад) и два направления вертикальных (зенит и надир).

24 Кальпа, в индуистской космологии — грандиозный период времени, именуемый также Днём Брахмы и составляющий, как чаще всего принято полагать, 4 320 млн. лет человеческого летоисчисления. Каждая кальпа завершается разрушением мира, вновь созидаемого в начале следующей кальпы. В буддизме кальпы трактуются сложнее и исчисляются несколько иначе, но также завершаются разрушением мира.

25 Лока-антарика (букв. «меж миров находящееся»), в буддизме — группа адов, расположенных в тёмном пространстве между мирами.

26 Архан/архант/архат (букв. «достойный, удостоенный; славный»), в буддизме — «достигший нирваны»: один из эпитетов достигших пробуждения.

27 Шраманы (от шрам = «прилагать усилия, стараться; преодолевать, побеждать») — общее название аскетов, монахов, в том числе и буддийских.

28 Упасака и упасика — миряне и, соответственно, мирянки, следующие Дхарме, но не принявшие монашество.

29 Три неблагих состояния (три апая) — вероятно, речь идёт о трёх базовых омрачениях: влечение-жажда (тришна, рага), отвращение-злоба (двеша) и неведение (авидья).

30 Превосходнейшие из существ (аграсаттва) — Бодхисаттвы-Махасаттвы.

31 Надлежит преданно совершенствоваться в йоге (шраддхаям … йогах караниях) — судя по контексту, речь идёт не о занятиях какими-либо внешними или внутренними йогическими практиками, но об основанном на вере/доверии (шраддха) единении (одно из значений санскр. йога — именно «единение») с Татхагатой, т.е. — о полной преданности Татхагате.

32 Йоджана — мера расстояния, равная примерно 17 км.

33 Джамбудхваджа (букв. «[страна,] чей стяг — дерево джамбу»), здесь — синоним Джамбудвипы, в широком смысле понимаемой как мир людей, в узком — как Индостан.

34 Чхандака — имя ближайшего из слуг царевича-бодхисаттвы.

35 Кантхака — имя коня царевича-бодхисаттвы.

36 Яшовати (букв. «славная») — одно из поэтических имён жены царевича Гаутамы.

37 Острова — речь, вероятно, идёт об островах, располагающихся, согласно индуистской и буддийской космологии, в океане вокруг горы Меру.

38 Ашваттха (букв. «стоянка коня») — одно из названий дерева Бодхи (Ficus Religiosa), под которым достиг окончательного пробуждения Будда Гаутама. Иногда ашваттху отождествляют с ньягродхой, упоминаемой ниже в перечне признаков.

39 Сарва-артха-сиддха = «все желания исполнивший».

40 Риши — аскеты; в индуизме — ясновидящие поэты-мудрецы, создатели ведических гимнов.

41 Пять сверхъестественных способностей (панча-абхиджня) — 1) принимать любую форму; 2) слышать на любом расстоянии; 3) видеть на любом расстоянии; 4) проникать в умы/мысли других существ; 5) знание предыдущих рождений любого существа.

42 В гатхах 51 и 53 упомянуты четыре из пяти махабхут, т. е. первичных составных частей мироздания (воздух, огонь, вода и земля), так или иначе подчинённые Бодхисаттвой при его явлении в мире людей.

43 Траятримша (букв. «[обитель] тридцати трёх») — второй из божественных миров сферы желаний, которым правит царь богов Индра.

44 Нанаратнавьюха — букв. «разных драгоценностей распределение/распространение».

45 Шастры — трактаты, комментарии к священным писаниям.

46 Удумбара — подробнее об удумбаре и её цветении см. в статье Наракешвары «Очерк о величии удумбары».

47 Ушниша (букв. «тюрбан, повязка») — выпуклость на макушке головы.

48 Ср. с описанием 32-х признаков великого человека, имеющемся в наиболее раннем из известных текстов Палийского канона.

49 «У царевича Сарвартхасиддхи, о великий царь» — эта фраза повторяется и в последующем перечне малых признаков перед каждым десятым по порядку счёта признаком.

50 Шриватса («счастливый; святой» + «дитя» = «святое дитя») — священный знак, особый сияющий завиток волос на груди; изначально — атрибут ряда индуистских богов (Вишну, Кришны), которым они обладают с момента рождения, позднее им же был наделён и Будда.

51 Тройной или тройственный мир (трибхава) — согласно буддийским представлениям мир как таковой состоит из трёх миров или сфер: кама-дхату («мир желаний»), рупа-дхату («мир образов/форм») и а-рупа-дхату («мир без образов/форм»).

52 Нараяна (букв. «движущийся/витающий над водами») — эпитет Вишну.

53 Совершенства (парами или парамиты: букв. «то, с помощью чего достигается другой берег») — добродетельные качества, способствующие достижению пробуждения.

54 Махешвара (букв. «великий правитель»), в индуизме — эпитет бога Шивы.

55 [Искусные] средства (упая (букв. «уловка»), полная форма — упая-каушалья), в буддизме Махаяны — особые методы, способствующие избавлению от омрачений и достижению Освобождения, применяемые Бодхисаттвами-Махасаттвами для проповеди Дхармы чувствующим существам.

56 Великое жертвоприношение (маха-яджня), в индуизме — пятичастный (панча маха-яджня) обряд проявление преданности: Брахме, богам-дэвам, предкам, духам, людям; ежедневное его исполнение предписывалось домохозяевам, прошедшим посвящение и получившим право читать и изучать Веды.

57 Икшваку — легендарный древнеиндийский царь, родоначальник т.н. «Солнечной династии».

58 Тиртхики, тиртхи или тиртха-кары («путь, переход на другой берег» + «творящий, пролагающий»), в индуизме — «святые, аскеты», в джайнизме так и по сей день называют основателей учения, в буддизме — именование неистинных наставников, а также приверженцев иных, отличных от буддизма учений/воззрений.



© Yu Kan,
перевод с санскр. текста, подготовленного П. Л. Вайдья
(P. L. Vaidya, Darbhanga: The Mithila Institute, 1958),
примечания, дизайн, кодинг, 2011.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.


  Оглавление