На главную страницу сайта   


С. В. Филонов,
Амурский государственный университет,
Благовещенск, Россия

ОДЕЖДА И РЕГАЛИИ ДАОСОВ


Одной из характерных черт в облике даосского монаха является его халат, прическа и головной убор. Даосы обязаны отращивать волосы и завязывать их в узел. Поверх узла обычно надевается невысокий головной убор, известный как “плат Хаотичного первоначала” или как “плат наньхуаского [праведника]” (намек на Чжуан-цзы). Волосы закрепляются в узел с помощью нефритовой или деревянной шпильки — традиционного предмета туалета в старом Китае.

Даосский головной убор называют платом или шапочкой. Сейчас наиболее распространены девять видов таких уборов:

— “Плат Хаотичного первоначала” (хунь юань цзинь);

— “Плат Наньхуаского праведника” (Нань-хуа цзинь);

— “Плат девятеричного ян” (цзю ян цзинь);

— “Плат Хао-жаня” (Хао-жань цзинь) — теплая шапка, предназначенная для холодного времени года; согласно преданию, такой головной убор был создан великим китайским поэтом танской эпохи Мэн Хао-жанем;

— “Плат беззаботного скитания” (сяо яо цзинь), также носит название “лотосовый листок” (хэ е);

— “Плат трех учений” (сань цзяо цзинь);

— “Плат Великого ян” (тай ян цзинь);

— “Плоский плат” (и цзы цзинь) — предназначен для жарких солнечных дней, похож на “плат Великого ян”, но делается из соломы;

а также плат в виде повязки, который даосы так и называют — “головная повязка” (фу цзинь) [Минь Чжи-тин, 1999].

Некоторые головные уборы имеют особый венец, что обычно для торжественных церемоний. Венец бывает разных видов и размеров. Широко распространен, например, “лунный венец” (юэ гуань), а также “венец Пяти пиков” (у-юэ гуань), “лотосовый венец” (лянь-хуа гуань), “венец Трех террас” (сань-тай гуань) и т.д. Наиболее часто используется так называемый “желтый венец” (хуан гуань) в виде полумесяца, поэтому сами даосы чаще называют его “лунный венец ” (юэ гуань). Кроме того, нередко используется и “венец Пяти пиков” (у-юэ гуань) в форме перевернутого ковшика. Свое название он получил в связи с тем, что на нем принято изображать (с помощью гравировки) священную для даосов формулу-амулет “Схема истинного облика Пяти священных пиков” (У-юэ чжэнь син ту). Водружать на головной убор такой венец имеют право лишь посвященные даосы.

Используют даосы и “Звездный венец” (син гуань), на котором вырезаются изображения священных звезд — мест обитания, по даосским представлениям, божеств и небожителей. “Звездный венец” обычно одевают на время ритуала поклонения звездам. Высокий достопочтенный (Гао гун) носит, как правило, “Лотосовый венец” (лянь-хуа гуань) известный в среде даосов и как “Венец Высшей чистоты” (шан цин гуань).

Венец делают, как правило, из особых, ценных пород древесины или даже из нефрита. Ношение праздничных головных уборов строго регламентировано. Например, их нельзя носить тем, кто не прошел церемонии “одевания шапки”.

Каждодневные одежды даосов имеют темно-голубой цвет. В системе у-син (Пяти стихий) синий цвет (цин) символизирует “дух голубого дракона” и соответствует Востоку, а также стихии “дерево”. Использование даосами темно-голубого цвета традиция объясняет тем, что он указывает на духовную связь с Дун-ван-гуном (или Дун-хуа ди-цзюнем), которого многие, особенно в среде верующих мирян, считают одним из легендарных основателей даосской религии.

Халаты даосских священнослужителей и монахов высокого ранга бывают не только темно-голубого цвета. В торжественных случаях одеваются мантии желтого или красного цветов. Настоятель даосского монастыря носит одежду таких цветов постоянно. Облачиться в торжественные одежды имеет право только тот даос, который посвящен в духовный сан.

Обычная верхняя одежда даоса — традиционный для китайской культуры халат. Даосский халат должен согласовываться с типом и формой головного убора. Вообще же, и головной убор, и халат являются объектами многочисленных регламентаций, корни которых уходят в глубь китайской традиционной культуры.

Изначально в даосском движении отсутствовали какие-либо нормативные требования к одежде и регалиям. Начало регламентации в одежде даосских последователей связано с деятельностью Лу Сю-цзин, который, согласно традиции, предпринял первую попытку создать нормативную систему одеяния даосов. Данный факт подтверждают целый ряд первоисточников. Например, “Императорское обозрение годов Тай-пин” (“Тай-пин юй лань”)1 указывает, что Лу Сю-цзин первым определил статуты ритуальной даосской одежды, выделив два ее основных типа — церемониальные халаты хэ и накидки пи.


1 “Тай-пин юй лань” — обширная китайская энциклопедия, составление которой было начато по повелению северосунского Тай-цзу в 977 г. Во главе этого предприятия стоял прославленный ученый Ли Фан (925-996), а всю работу выполняла комиссия из 14 человек, среди которых были такие известные знатоки китайской традиции, как Ху Мэн (915-986), Сюй Сюань (917-992), Сун Бо (936-1012 и др. Через 7 лет, в 984 г. работа была завершена, ее результатом явился обширный свод, разделенный на 55 разделов и включающий 1000 цзюаней.

В обширном даосском агиографическом сочинении периода Юань (1279-1368) “Всеобщее зерцало праведников и бессмертных минувшего, воплотивших Дао-Путь” (“Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь”, ДЦ 139-148, цз. 24) также отмечено: “Лу Сю-цзин установил классификацию одеяний даосов (дао-ши), регламентировал вид и ношение лунной накидки и звездного плата, радужных одежд отшельников и одеяний священнослужителей с узорами сверкающей зари, а также [выделил] десять видов ритуальных знамен (фань)2. Обо всем этом он написал [в своей книге]”.


2 Знамя фань — узкое и длинное полотнище, обычно ярких цветов, нередко имеет различные надписи благопожелательного или охранительного характера, подвешивается вертикально.

Сейчас, согласно данным, приводимым Минь Чжи-тином, даосы КНР практически используют следующие виды одеяний [Мин Чжи-тин, 1999]:

1. Монашеский хитон фа-и. Это одежда исключительно для высших чинов даосской монашеской иерархии, прошедших через ритуал посвящения. Ее носит Настоятель монастыря во время отправления религиозных обрядов, а также Высокий достопочтенный (гао гун) на время ритуала посвящения. Хитон представляет собой очень пышное одеяние, как правило, пурпурного цвета. Даосы нередко называют его “платьем из грота небесных сяней”, поскольку носить его могут лишь самые заслуженные даосы, прошедшие все ступени посвящения и воистину посетившие “пещерные небеса” бессмертных-сяней.

2. Вышитое парадное даосское платье хуа-и. Его носит Наставник в каноне (цзин ши), когда появляется в храме для исполнения ритуальных действий.

Рядовые даосские монахи носят, как правило, либо обычный даосский халат традиционного китайского покроя да-гуа, он темно-голубого цвета, а рукав не очень широк — чуть более 46 см3; либо церемониальный халат дао-пао, также темно-голубого цвета с более широким рукавом (около 60 см.); либо торжественное одеяние для принятия обета, называемое цзе-и. Платье цзе-и представляет собой красивый халат традиционного китайского фасона желто-золотистого цвета с черной окантовкой и очень широкими рукавами (около 80 см.).


3 В традиционной китайской одежде ширина рукава четко регламентировалась, что сохранилось и в одежде современных даосских монахов.

Другая примечательная черта даосского одеяния — высокие белые чулки традиционного китайского фасона, несколько напоминающие наши гетры. Такие чулки носят поверх штанин, и они доходят до колен. Штанины шаровар должны быть заправлены под чулки, это обязательное правило, нарушение которого влечет серьезное наказание. Даосский монах не всегда обязан носить чулки, но его шаровары должны быть всегда аккуратно заправлены — если чулок нет, тогда необходимо плотно завязать штанины вокруг ноги на уровне колен. Появляться в даосских храмах или на службе со свободными штанинами строго воспрещается.

Обувь у даосов также традиционного китайского фасона. Обычно даосские адепты носят простые матерчатые туфли синего цвета с закругленными носками и двойными лицевыми швами. Даосы-странники, живущие в горах, предпочитают туфли в виде гриба “серебряные ушки”. Такое пристрастие легко объяснимо: грибы “серебряные ушки” являются одним из компонентов снадобья бессмертия. Для торжественных церемоний дао-ши используют парадные туфли-лодочки, именуемы “облачными туфлями”, что связано и с даосскими представлениями об умении даосов странствовать в облаках, и с украшением этой обуви искусной и выразительной вышивкой в виде облачных узоров.

Даосы, одетые в расцвеченные мантии или традиционные халаты, в яркие или необычные для современной культуры головные уборы, белые чулки и темные туфли, которые по форме напоминают лодочки и называются “заоблачными туфлями”, разительно отличаются от современных носителей китайской культуры и представляют большой интерес для этнографов.

Регалии даосов также являются объектом многочисленных предписаний. “Кубок бессмертия” и коврик для коленопреклонения, обладателем которых даос становится после посвящения в духовный сан, — являются неотъемлемым атрибутом даосских монахов и священнослужителей. Кубок делают из железа, дерева или из лака. Железный кубок используется для приготовления пищи в странствиях по “землям бессмертных” — знаменитым горам, где, как гласит предание, можно встретить совершенных обитателей заоблачного мира. Кубок из дерева или лака предназначен для каждодневного использования во время трапезы.

Все даосы имеют особый молитвенный коврик (пу туань), который ранее делали исключительно из тростника или соломы. Коврик служит подстилкой во время молебна и представляет собой, как правило, отрез ярко-красного сукна 1,5 метра в длину и 0,8 метра в ширину с черной окантовкой по периметру, ширина которой около 10 см. По своим размерам коврик даосов является точно таким же, какой используют во время богослужений буддисты.

Как отмечает большой знаток даосской монастырской жизни доктор Ёсиока Ёситоё, есть три основных способа использования коврика:

— полное его раскрытие, что является выражением высшего благоговения при богослужении;

— сложенный наполовину коврик предназначен для богослужений в честь высших божеств;

— в полностью сложенном виде коврик используется для переноски на руке во время церемоний, на которых необходимо выказывать свое почтение [Ёсиока Ёситоё, 1979].

Кроме того, непременными атрибутами даосов, особенно странствующих или живущих в уединении, являются ручной колокольчики (инь цин) и сумка из тыквы-горлянки (либо выполненная в виде тыкве).

Все описанное выше относится к даосам Школы Всеобъемлющей истины (Цюань чжэнь дао). Даосы другого влиятельного направления — Школы Правильной единицы (Чжэн и дао), носят другие одежды и придерживаются иных регламентов. Для школы Цюаньчжэнь характерно внимание к индивидуальной практике. Последователи этого движения посвящают себя скитаниям по “знаменитым горам”, самосовершенствованию в уединенных местах среди “гор и вод” и поискам чудодейственных трав и снадобий. Они же формируют и основной корпус даосского организованного монашества, ведя тихую и покойную жизнь духа в сакрализованном пространстве и времени даосского монастыря. Аскетизмом и непритязательность их жизни обусловливают убранство их одежд — либо простоту последних (для повседневной жизни), либо яркость и нарядность (для особых случаев).

Даосы школы Чжэнъи подчеркивают значимость молитвенной практики, они уделяют значительную часть своего времени магике, заклинаниям и другим религиозным обрядам, имеющим практическую значимость. Весьма важна и их очистительная функция — прежде всего последователи именно этого даосского направления приглашаются в дома мирян и верующих, чтобы изгнать злых духов или нави4. Одежды последователей даосской школы Правильной единицы отличаются пышностью и сложностью, что не в последнюю очередь связано с магией цветов и атрибутов, которые были необходимы им для многотрудной борьбы с нечистью.


4 Следует отметить, что экзорцизская практика последователей Небесных наставников (заклинания, заговоры, изгнания злых духов и т.д.), а также гадания и предсказания, что ранее было почти исключительной их прерогативой, в настоящее время официально запрещены не только государственными законами, но также решениями, принятыми Всекитайской ассоциацией последователей даосизма [Ли Ян-чжэн, 1993].

Copyright © 1996-2000 Sergey V. Filonov
Copyright © 1999-2000 Amur State University, Russia
Comments to: sfilonov@amursu.ru

Найдено на:
http://vostok.amursu.ru

  DAO H(%)ME PAGE