На главную страницу сайта   

Досточтимый д-р Валпола Рахула*

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА — СОЗНАНИЕ-ХРАНИЛИЩЕ

B буддийской школе Йогачара (Виджнянавада) алая-виджняна является одним из самых важных учений, разработанным Асангой (IV век н.э.). Он делит виджняна-скандху (группу сознания), пятую из пяти групп-скандх, на три различных аспекта или слоя, а именно: читту, манас и виджняну. В тхеравадинской Типитаке, а также в палийских комментариях эти три термина — читта, манас, виджняна — рассматриваются как синонимы, обозначающие одно и то же. Сарвастивада также полагает их синонимами. Даже Ланкаватара сутра [«Сутра явления [Благого Закона] на Ланке»], будучи текстом исключительно махаянским, называет их синонимами, хотя их раздельные функции упоминаются в других местах той же сутры. Васубанду тоже рассматривает их в своей Вимшатика-виджняпти-матрата-сиддхи [«Обоснование [учения о] не более чем представлении в двадцати строфах»] как синонимы. Поскольку любой из этих трёх терминов — читта, манас, виджняна — обозначает определённый аспект, хотя и не все аспекты, пятой группы виджняна-скандхи, они могут приблизительно рассматриваться как синонимы.

Однако, согласно Асанге, читта, манас и виджняна являются тремя разными и отличающимися друг от друга аспектами виджняна-скандхи. Он определяет эту группу следующим образом:

«Что собой представляет группа сознания (виджняна-скандха)? Это ум (читта), мыслящий орган (манас) и сознание (виджняна).

А что такое ум (читта)? Это алая-виджняна (сознание-хранилище), содержащая все семена (сарва-биджака), оплодотворённые отпечатками (впечатлениями) (васана-парибхавита) групп (скандх), элементов (дхату) и сфер (аятана) ...

Что такое мыслящий орган (манас)? Это объект алая-виджняны, неизменно обладающий природой представления о себе (самомнения) (манья-атмака), связанного с четырьмя загрязнениями, а именно: с ложным видением самости (атма-дришти), любовью к себе (атма-снеха), самодовольством (асми-мана) и неведением (авидья)...

Что такое сознание (виджняна)? Оно состоит из шести [тел или] групп сознания (шад виджняна-кая), а именно: сознаний зрения (чакшур-виджняна), слуха (шротра), обоняния (гхрана), вкуса (джихва), осязания (кая) и мышления (мано-виджняна)».

Таким образом, можно заметить, что виджняна предстаёт простой реакцией или откликом органов чувств, вступающих в контакт с внешними объектами. Это самый верхний или поверхностный аспект или слой виджняна-скандхи. Манас является аспектом её мыслительного действия: мышления, рассуждения, зарождения идей и т.д. Ум-читта, называемый здесь алая-виджняной, представляет собой глубочайший, прекраснейший и тончайший аспект или слой группы сознания. Он содержит все следы или впечатления от прошлых действий и все благие и неблагие будущие потенциальные возможности. В Самдхи-нирмочана сутре [«Сутра разъяснения скрытого смысла»] также говорится, что алая-виджняна называется читтой (тиб. sems).

Обычно считается, что алая-виджняна — исключительно махаянская концепция и о ней невозможно ничего найти в Хинаяне. Но в своём труде Махаяна-самграха [«Краткое изложение [сущности] Махаяны»] Асанга говорит, что в Шравакаяне (= Хинаяне) упоминаются синонимы (парьяя) алая-виджняны, и ссылается на период в Екоттара-агаме [«Собрание наставлений с возрастающей нумерацией»], гласящий: «Людям (праджа) нравится алая (алая-рата), они любят алаю (алая-рама), услаждаются алаей (алая-саммудита), предаются алае (алая-абхирата). Когда Дхарма проповедуется для разрушения алаи, они хотят слушать (су-шрушанти) и отворяют свои уши (шротрам авададханти), стремятся к совершенному знанию (аджна-читтам упастхапаянти) и следуют пути Истины (дхарма-анудхарма-пратипанна). Когда Татхагата появляется в мире (прадурбхава), в мире появляется эта изумительная (ашчарья), прекрасная (адбхута) Дхарма».

Э. Ламотт отождествляет этот отрывок из Екоттарагамы со следующим периодом на пали в Ангуттара-никае (II, с.131): Alayarama bhikkhave paja alayarata alayasammudita, sa Tathagatena analaye dhamme desiyamane sussuyati sotam odahati annacittam upattapeti. Tathagatassa bhikkhave arahato sammasambuddhassa patubhava ayam pathamo acchariyo abbhuto dhammo patubhavati.

Кроме этого периода из Ангуттары, термин «алая» в том же смысле встречается ещё в нескольких местах Палийского канона. Палийские комментарии толкуют этот термин как «привязанность к пяти чувственным удовольствиям», и не более того. Но это также аспект алая-виджняны.

В Ланкаватара сутре термин «татхагата-гарбха» используется как синоним алая-виджняны и описывается как «светящийся по своей природой» (практи-прабхасвара) и «чистый по своей природе» (практи-паришуддха), но представляющийся нечистым, «поскольку запятнан посторонними загрязнениями» (аганту-клешопаклиштатая). В Ангуттара-никае ум-читта описывается как «светящийся» (пабхассара), но «запятнанный посторонними незначительными загрязнениями» (агантукехи упаккилесехи упаккилиттхам). Здесь можно заметить, что алая-виджняна (или татхагата-гарбха) и читта описываются почти одними и теми же терминами. Мы уже видели ранее, что Самдхи-нирмочана сутра говорит, что алая-виджняна также называется «читта». О том же упоминает и Асанга.

Именно эта алая-виджняна или читта являются тем, что люди принимают за свои «душу», «я», «эго» или атман. Но необходимо помнить, в качестве конкретного примера, как один из учеников Будды, Сати, толковал винняна (санскр. виджняна) именно в этом смысле, и Будда осудил его за это ложное воззрение.

Нирвана достигается благодаря «обращению алая-виджняны» (ашрая-паравритти: букв. «обращение основы»). Та же идея передаётся выражением алая-самуггхата или «искоренение алаи», использующемся в палийском каноне как синоним нирваны. Здесь следует также помнить, что ещё одним синонимом нирваны является ан-алая («не-алая»).

Алая-виджняна-паравритти иногда называют также «обращением семян» (биджа-паравритти). Биджа здесь означает «семена» омрачений (самклешика-дхарма-биджа), служащие причиной продолжения сансары. Благодаря «обращению семян» достигается нирвана. Опять же, палийский термин кхина-биджа, использующийся для обозначения араханта, чьи семена омрачений уничтожены, выражает ту же идею.

Таким образом, можно удостовериться, что, пусть и не будучи ещё разработана так, как в Махаяне, первоначальная идея алая-виджняны присутствовала уже в палийском каноне Тхеравады.


Примечание

 

* Валпола Рахула (Walpola Rahula, 1907–1997) — шри-ланкийский буддийский монах, активно распространявший буддизм Тхеравады в Соединённых Штатах и Канаде.

В 1964 году, когда в США еще не было никаких буддийских храмов, досточтимый Рахула стал первым буддийским монахом, ставшим профессором в Северо-Западном Университете. Председатель кафедры Изучения Истории Религий этого престижного университета, доктор Эдмунд Перри, высоко оценил книгу Валполы Рахулы «Чему учил Будда», которая впоследствии стала всемирно известной и была основной для изучения во всех американских университетах более чем 30 лет.

Валпола Рахула уделял много внимания проблеме адекватного восприятия религий, особенно — различных религий, когда одна из религий находится в культурной среде другой религии. Он много работал на кафедре Сравнительного Религиоведения. Кроме того, он строил буддийские храмы по всему западному побережью Америки, на сегодняшний день их насчитывается более 500.


© Yu Kan,
перевод с англ., примечания, дизайн, кодинг, 2017.
Оригинальный текст: http://www.purifymind.com/StoreCon.htm
Источник биогр. справки об авторе — сетевые публикации.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.

  На главную страницу сайта