|
|
|
Ван Би
|
ВАН БИ. Ван Фусы. 226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань), — 249.
Философ, один из родоначальников сюань сюэ — синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения
о сокровенном», т. е. о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогические
традиции умозрительных спекуляций — «чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником
(шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220—264).
Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились:
«Чжоу и люэ ли» («Осн. положения „Чжоу и”» или «Осн. принципы „Книги перемен”» — пер. на русск. А. А. Петрова,
см. Список литературы); «Чжоу и чжу» («Комментарий к „Чжоуским переменам”»); «Лао-цзы чжу» («Комментарий к
„Лао-цзы”») — наиболее авторитетные комментарии к «Дао дэ цзину», возможно, древнейшие; атрибутированные в
сер. 20 в., входящие в «Дао цзан» (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) «Лао-цзы
вэй чжи ли люэ» («Сжатые положения о глубинном смысле „Лао-цзы”») и «Лао-цзы чжи гуй люэ ли»
(«Сжатые положения об основном смысле „Лао-цзы”»); фрагменты «Лунь юй ши и» («Разъяснения сомнительных
мест в „Суждениях и беседах”»).
Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не
натурфилософии своих предшественников — конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.), В. Б.
выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит. влияние на понятийный аппарат и концепции китайского
буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти — юн в значении: «телесная
сущность (субстанция) — деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса
«наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у [1])» в «Дао дэ цзине» (§40), В. Б.
отождествил дао с «отсутствием/небытием» (у [1]), трактуемым как «единая» (и, гуа),
«центральная» (чжун [2]), «предельная» (цзи [2]) и «главенствующая» (чжу, цзун)
«первосущность» (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление»
(ю — у). Главенство универсального дао В. Б. понимал как законосообразное, а не фаталистическое,
истолковывая и дао, и «предопределение/судьбу» (мин [1]) с помощью категории «принцип» (ли [1]).
«Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» (у [3]) и противопоставлял «делам/событиям» (ши [3]).
Многообразие непредсказуемых явлений, по В. Б., обусловлено также противоположностью (фань)
между их «телесной сущностью» и чувств. свойствами (цин [2]), природной основой (чжи [4]) и
устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.
В. Б. интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные
элементы трактата — символические категории гуа суть «времена» (ши [1]). Однако
зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не
могут служить основой для однозначных предсказаний — «вычислений жребия» (суань шу). Это философское
истолкование учения «Чжоу и» было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей
нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И
(11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная В. Б. трактовка категории ли [1], а
положение о дихотомии ли [1] и ши [3] в учении буддийской школы Хуаянь.
Литература

Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. Ван Би с примеч. и разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980;
Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979;
Lin P.J. A Translation of Lao Tzu's «Tao Те Ching» and Wang Pi's Commentary. Ann Arbor, 1977;
Петров А. А. Ван Би (226-249). Из истории кит. философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936;
Tang Yung-fung. Wang Pi's New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10;
Wright A. [Rev. of] A. A. Петров. Ван Би. // Ibid.;
Chart Wing-Tsit [Rev. of]. Lin P.J. Op. cit. // PEW. 1979. Vol. 29. № 3.
А. И. Кобзев.
Статья из электронного энциклопедического словаря «КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
© 2002 DELTA-MM Corp.
© 2002 «Навигатор» (ООО «Программа 2000»)
|