На главную страницу сайта   

 
  Ван Би

ВАН БИ. Ван Фусы. 226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань), — 249. Философ, один из родоначальников сюань сюэ — синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном», т. е. о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогические традиции умозрительных спекуляций — «чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220—264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу и люэ ли» («Осн. положения „Чжоу и”» или «Осн. принципы „Книги перемен”» — пер. на русск. А. А. Петрова, см. Список литературы); «Чжоу и чжу» («Комментарий к „Чжоуским переменам”»); «Лао-цзы чжу» («Комментарий к „Лао-цзы”») — наиболее авторитетные комментарии к «Дао дэ цзину», возможно, древнейшие; атрибутированные в сер. 20 в., входящие в «Дао цзан» (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) «Лао-цзы вэй чжи ли люэ» («Сжатые положения о глубинном смысле „Лао-цзы”») и «Лао-цзы чжи гуй люэ ли» («Сжатые положения об основном смысле „Лао-цзы”»); фрагменты «Лунь юй ши и» («Разъяснения сомнительных мест в „Суждениях и беседах”»).

Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников — конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.), В. Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит. влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти — юн в значении: «телесная сущность (субстанция) — деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у [1])» в «Дао дэ цзине» (§40), В. Б. отождествил дао с «отсутствием/небытием» (у [1]), трактуемым как «единая» (и, гуа), «центральная» (чжун [2]), «предельная» (цзи [2]) и «главенствующая» (чжу, цзун) «первосущность» (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление» (ю — у). Главенство универсального дао В. Б. понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение/судьбу» (мин [1]) с помощью категории «принцип» (ли [1]). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» (у [3]) и противопоставлял «делам/событиям» (ши [3]). Многообразие непредсказуемых явлений, по В. Б., обусловлено также противоположностью (фань) между их «телесной сущностью» и чувств. свойствами (цин [2]), природной основой (чжи [4]) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.

В. Б. интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата — символические категории гуа суть «времена» (ши [1]). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний — «вычислений жребия» (суань шу). Это философское истолкование учения «Чжоу и» было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная В. Б. трактовка категории ли [1], а положение о дихотомии ли [1] и ши [3] в учении буддийской школы Хуаянь.


Литература

Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. Ван Би с примеч. и разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980;

Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979;

Lin P.J. A Translation of Lao Tzu's «Tao Те Ching» and Wang Pi's Commentary. Ann Arbor, 1977;

Петров А. А. Ван Би (226-249). Из истории кит. философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936;

Tang Yung-fung. Wang Pi's New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10;

Wright A. [Rev. of] A. A. Петров. Ван Би. // Ibid.;

Chart Wing-Tsit [Rev. of]. Lin P.J. Op. cit. // PEW. 1979. Vol. 29. № 3.


А. И. Кобзев.
Статья из электронного энциклопедического словаря
«КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
© 2002 DELTA-MM Corp.
© 2002 «Навигатор» (ООО «Программа 2000»)