На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ



ВЕДАНТА ДАРШАНА

(II–III вв. н. э. — наст. время)

В разговоре о Веданте — еще одной из шести ортодоксальных брахманских школ/даршан Индии — нам не обойтись без разговора о собственно Ведах, индийском Священном Писании.

Веды в течение тысячелетий были и поныне остаются сердцем индийской культуры, воплощением мудрости и знания для сотен и сотен миллионов индийцев. Не зря, говоря о трех варнах из четырех и называя принадлежащих к ним «дваждырожденными», имеют в виду второе рождение как способность читать и изучать Веды. Комплекс текстов Вед уникален практически во всех отношениях — от разнообразия входящей и примыкающей к нему литературы до всесторонности охвата различных сфер культуры и знания.

По составу выделяют так называемые четыре «горизонтальных» и четыре «вертикальных» слоя Вед. Первые состоят из четырех сборников (самхит), именуемых:

— Ригведа (собрание гимнов);

— Яджурведа (собрание жертвернных формул);

— Самаведа (собрание песнопений);

— Атхарваведа (собрание заклинаний).


Это деление по традиции соотносят с разделением функций четырех жрецов во время жертвоприношений.

С другой стороны, каждая из Вед включает в себя несколько «вертикальных», следующих друг за другом как в хронологическом, так и в смысловом отношении слоев. Два главных слоя — мантры и брахманы. Мантры (буквально — «орудия духа») — это изначальное ядро Вед — гимны, формулы, заклинания. Брахманы — более поздние тексты, содержащие как ритуальные предписания, так и разъяснения мифологических сюжетов, прямо или косвенно задействованных в мантрах.

Несколько позднее из брахман развились так называемые «лесные» тексты — араньяки и упанишады, представляющие собой «завершение Вед», что и означает Vedanta = Veda + anta.

В самих Упанишадах, к слову, сказано, что даже после изучения Вед и других отраслей знания образование человека не может считаться полным до тех пор, пока он не познакомится с предписаниями самих Упанишад.

Слово «Упанишад» означает «то, что приближает человека к Богу».

Таков состав наиболее важной, канонической части Вед, в самом названии которого — «шрути», т. е. «услышанное» — запечатлена многовековая традиция устной передачи текста. Кроме того, в состав Вед входят тексты, именуемые «смрити», т. е. «запомненное», куда входят «веданги» (дословно — «члены Вед»): шесть групп трактатов, написанных в афористической форме, т. е. сутр, и содержащих информацию, касающуюся

а) правильного произношения,

б) правильного понимания,

в) правильного применения Вед.


Есть еще так называемые упаведы (дословно — «вспомогательное знание»), повествующие о военном деле, музыке и медицине (аюрведа) и содержащие сотни названий... Но и это далеко не весь ведийский комплекс.

Поистине, Веды можно считать принципиально необозримыми. Но весь этот безграничный океан текстов возник на довольно четко фиксируемой исследователями основе: Ригведа, затем - Трайяведа («Тройное знание»), когда к Ригведе добавились Самаведа и Яджурведа, и, наконец, плюс к этому — Атхарваведа. Это отразилось в представлении индуизма о единой и безграничной Веде (Адиведа), существовавшей в Золотой век и затем распавшейся на многообразные подразделы.

Итак, первый предварительный итог: Веданта как совокупность текстов представляет собою «Завершение Вед» и состоит из Араньяков и Упанишад.

С другой стороны, Веданта есть совокупность религиозно-философских школ, разрабатывающих учения о Брахмане и Атмане. В разные периоды Веданта заимствовала и перерабатывала отдельные элементы из пурва-мимансы, санкхьи и даже из буддизма — своего основного идейного противника, одновременно оказывая сильное влияние на все другие направления индийской мысли.

Кстати сказать, а чем отличается индиец от индуcа? [...]


Так вот, Веданта, как идеология, составила основу индуизма, самой распространенной в Индии религии, представителей которой как раз и называют в России индусами или индуистами.

Вместе с другими ортодоксальными школами Веданта убеждена в высшем авторитете Вед, все содержание которых рассматривается как откровение (шрути) и истинное высшее знание. Веды, считается, существовали до начала мира и возникли из дыхания Брахмана.

Достижение истинного знания (видья) — знания Брахмана (Брахмавидья) — предполагает ряд условий, а именно:

— осознание различий между вечным и невечным бытием;

— отказ от какого-либо материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей;

— обладание шестью качествами:

1) спокойствие духа,

2) умеренность,

3) отрешенность,

4) терпение,

5) сосредоточенность,

6) вера;

— стремление к освобождению.

Истоки Веданты уходят в поздневедийские монистические учения о Едином, Пуруше, космическом жаре (тапасе), сотворении мира... т. е. в гимны последней, десятой мандалы Ригведы. А ее основные положения изложены в «Брахмасутре» Бадараяны, которая систематизировала учения Упанишад, и в комментариях на эти сутры, составленные последующие авторами, в числе которых наиболее известны Шанкара и Рамануджа.

Идея существования некоего верховного лица (Пуруши), которое объемлет всю Вселенную и все-таки находится вне ее, выражена в одном из гимнов Ригведы. Все объекты Вселенной, одушевленные и неодушевленные, люди, простые и святые, в поэтической форме изображены здесь как части этого верховного лица. В Упанишадах это единство всего сущего нашло выражение в безличностной концепции единой реальности, или в концепции единой Души (Атмана), единого Брахмана, причем все эти понятия употребляются как синонимы.

«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху; так переходит от смерти к смерти, кто находит здесь малейшую тень разнообразия. В Нем нет разнообразия. Оно должно быть постигнуто лишь одним разумом.»

(Катхаупанишада)

Мир, говорится в Упанишадах, берет свое начало из этой единственной реальности, покоится в ней и возвращается в нее при своем разрушении. Реальность всех частных объектов, воспринимаемых из Вселенной, отрицается и утверждается их единство в единой реальности. Все есть Бог. Душа есть Бог. Множественности нет. Эта Душа, или Бог, есть реальность (сатья). Она есть бесконечное сознание (джняна) и блаженство (ананда).

Упанишады интерпретируются Шанкарой в духе чистого, ярко выраженного монизма или едино-истока, едино-божия. Бог — как утверждается — есть не только сущность единая в том смысле, что нет ничего, кроме Бога, но и в том, что множественности нет также и в самом Боге. Отсюда — с познанием Бога познается все, а познавая что-либо, ты познаешь не это, но только Бога. О Боге говорится как о маге или волшебнике, сотворившем мир посредством магической силы, называемой майя.

Шанкара считает, что, признавая существование только единой реальности, мы должны объяснить мир не как реальное творение, но как видимость, иллюзию, которую Бог вызывает в нашем воображении посредством непостижимой силы майи.

Концепция майи объясняется сравнением ее с иллюзиями, имеющими место в повседневной жизни, т. е. проводится параллель, если так можно выразиться, между самой майей и майей в майе, когда, скажем, мы принимаем веревку за змею или плевок за монету. В каждом таком случае имеется субстрат, реальность (веревка или слюна), которая, вследствие нашего незнания субстрата или исходной реальности, кажется нам иной, чем на самом деле. Так обстоит дело с нашим восприятием: мы воспринимаем множество объектов в едином Брахмане вследствие незнания (авидьи или аджняны), не позволяющего нам воспринять реального Брахмана и придающего ему видимость множества объектов. А по сути — майя и наше незнание представляют собой две стороны одного и того же явления, рассматриваемого с двух различных точек зрения. При этом майю можно, стало быть, определить как природу незнания. Но поскольку при этом выходит, что существуют якобы две реальности — Бог и майя, то Шанкара тут же уточняет, что сила Бога (майя) отличается от собственно Бога не более, чем сила сжигания от огня. Потому теория Веданты Шанкары представляет собой, говоря по-европейски, так называемый чистый монизм, или, говоря по-индийски, адвайту, либо,говоря по-русски, — единость или недвойственность. Но даже и в этом случае разве Бог в действительности не обладает силой сотворения? На этот вопрос Шанкара отвечает так: до тех пор, пока ты веришь в явления внешнего мира, ты смотришь на Бога через мир — как на творца его. Но как только ты познал, что мир лишь видимость, что в действительности ничто не сотворено, ты перестаешь думать о Боге как о творце. Для того, кто не обманут искусством «мага» и не поддается на его уловки, «маг» перестает быть магом и теряет свою магическую силу. Подобным же образом для тех немногих, кто не видит в мире ничего, кроме Бога, Бог перестает быть обладателем майи — силы, порождающей призраки.

Второй промежуточный итог: адвайта-веданта утверждает иллюзорность окружающего нас мира. Он — плод майи, ибо ничего, кроме единого вечносущего Бога не существует.

Согласно адвайта-веданте к реальной точке зрения можно прийти лишь при условии устранения незнания/авидьи, из-за которого только и существует иллюзия наличия множественного космоса. А это может быть достигнуто только путем усвоения знаний, преподанных ведантой. Необходимо:

— установить контроль над чувствами и умом;

— отказаться от всех привязанностей к объектам, имея в виду их преходящий характер;

— горячо желать освобождения.


Или, как сказано в Чхандогьяупанишаде, «Освобожденный из оков, налагаемых чувствами, возносится над всеми материальными отношениями, приобщаясь к высшему Свету, находит свое собственное Я. Это и есть Я. Оно выше смерти, выше страха. Оно — Истина. Истина — лишь другое название Абсолюта».

Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя, стараясь при этом усвоить изложенные в ней истины посредством постоянной медитации и созерцания. Когда ученик будет готов, учитель скажет ему: «Ты — Брахман». Тогда ученик должен думать об этом до тех пор, пока не получит прямого и постоянного осознания истины: «Я — Брахман». Это и будет совершенная мудрость или освобождение от зависимости. И хотя такая мудрая и уже освобожденная душа все еще продолжает пребывать в теле и мире, они больше не сковывают ее, поскольку она не признает их реальными. Такой человек живет в мире, но не в зависимости от него. Нет привязанности, нет иллюзий, способных воздействовать на его мудрость. Душа избавляется от иллюзорных идей, отдалявших ее от Бога, и освобождается также от всякого страдания.

«Знание Божества разрешает все узы и дает успокоение от всех бедствий и страданий, включая рождение и смерть.»

(Шветошвараупанишада)

И поскольку Бог есть блаженство,то тем же становится и освобожденная душа.

Эти учения Веданты были интерпретированы и развиты Рамануджей. Он считал, что Бог есть единственная реальность, в которой пребывают как части, различные лишенные сознания объекты, а также и многие обладающие сознанием души. Бог обладает исключительными свойствами, такими, как всеведение и всемогущество. Бог сотворил мир материальных объектов из извечно пребывающей в нем материи, подобно тому, как паук создает паутину, извлекая ее из собственного тела. Души понимаются как бесконечно малые субстанции, также существующие вечно. По своей природе они наделены сознанием и способностью к самопознанию. Каждая душа в соответствии со своей кармой наделена материальным телом. Зависимость души порождается ее прикованностью к данному телу. Особождение есть полное разъединение души и тела. Причина зависимости — карма, порождаемая неведением. Душа отождествляет себя с телом из-за незнания своей истинной природы и ведет себя так, как если бы она была телом, страстно желая чувственных удовольствий и тем самым привязываясь к земному, и сила этой привязанности становится причиной ее повторного рождения. Незнание устраняется изучением веданты. Так человек приходит к знанию того, что его душа отлична от тела, что она в действительности — часть Бога, или Брахмана, от которого зависит ее бытие. Бескорыстное исполнение обязанностей, предписываемых Ведами, разрушает накопленные силы привязанности, то есть кармы, и помогает овладеть совершенным знанием. Бог должен рассматриваться как единственный достойный любви объект; необходимо постоянно думать о нем и покоряться его воле. Богу угодна преданность, и преданных он освобождает от зависимости. После смерти освобожденный уже больше не рождается. Освобожденная душа становится подобной Богу, потому что, как и сам Бог, она имеет чистое сознание, свободное от несовершенств. Но она не становится тождественной Богу, поскольку конечное не способно стать бесконечным.

Итак, согласно Раманудже, хотя Бог и представляет собой единственную реальность и не существует ничего помимо Бога, все же в нем пребывают многие реальности. Сотворенный мир и созданные объекты так же реальны, как и Бог. Потому назвать это чистой адвайтой нельзя, хотя это монизм единого, видоизмененный признанием наличия многих частей, что именуется вишишта-адвайтой.

Таковы два основных течения Веданты.

И — конечный вопрос:

В чем состоит основное различие между адвайтой и вишишта-адвайтой?



Использованная литература

1. Чаттерджи С., Датта Д. ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, М.: 1954.


© Yu Kan,
текст, 1995;
дизайн, кодинг, 2005.

   Цикл популярных лекций по восточной философии   

  На главную страницу сайта